КОММЕНТАРИИ К ЕВАНГЕЛИЮ ОТ ИОАННА

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

 Писателем четвертого Евангелия был возлюбленный ученик Иисуса Христа — апостол Иоанн. Ириней Лионский (около 185 г.), ссылаясь на Малоазийскую церковь, к которой он принадлежал по своему воспитанию, говорит, что ученик Иисуса Христа Иоанн написал в Ефесе Евангелие; он приводит и некоторые места из Евангелия от Иоанна.

  Епископу Игнатию Антиохийскому также было известно Евангелие от Иоанна. Так, он говорил, что Христос ничего не делал без Отца (Ин. 5:19), говорил о хлебе жизни, который есть Тело Христово (Ин. 6:51), о Духе, 

Который знает, куда Он идет и откуда приходит (Ин. 3:8), об Иисусе Христе как двери Отца (Ин. 10:9).

  Иустин Мученик, живший в Ефесе, прежде чем поселиться в Риме, не только в своем учении о Логосе принадлежал к учению Евангелия от Иоанна, но и говорил, что его учение основано на «воспоминаниях апостолов», то есть на евангелиях. Он писал о беседе Иисуса Христа с Никодимом о рождении свыше (Ин. 3:3).

  Столпы христианской науки: Ориген (III век), Евсевий Кесарийский и Иероним Блаженный (IV век) также свидетельствовали о подлинности Евангелия от Иоанна.

  Многие христиане считают Евангелие от Иоанна самой драгоценной книгой Нового Завета. Этой книгой они больше всего питают свои души и сердца. Соавторов евангелий очень часто изображают символически на витражах и в других произведениях в виде четырех животных, которых апостол Иоанн видел на острове Патмос, о чем он пишет в Книге Откровение 4:7: «Первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему».

  В разных местах каждому евангелисту приписывают разные символы, но в большинстве случаев принято считать, что человек — это символ евангелиста Марка, чье Евангелие можно назвать самым человечным; лев — символ евангелиста Матфея, потому что он, как никто другой, видел в Иисусе Мессию, льва из колена Иудина; телец (вол) — символ евангелиста Луки, потому что это животное использовали и для служения, и для жертвоприношения, а Лука видел в Иисусе Христе великого Слугу людей и Жертву за грех всего человечества; орел — символ апостола Иоанна, потому что из всех живых существ только орел может смотреть прямо на солнце. У Иоанна самый проницательный взгляд из всех новозаветных авторов.

  В Евангелии от Иоанна ничего не сказано о рождении Иисуса Христа, о Его искушении, о тайной вечере, о Гефсиманском саде и вознесении Его на небо. В нем не говорится об исцелении людей, одержимых злыми духами, и нет ни одной притчи Христа, которые являются бесценным сокровищем трех других евангелий.

  В Евангелии от Иоанна иначе изложено начало служения Иисуса Христа. Евангелисты Матфей, Марк и Лука пишут, что Христос начал проповедовать после заключения в темницу Иоанна Крестителя (Мк. 1:14; Лк. 3:18-20; Мф. 4:12). Апостол же Иоанн говорит, что некоторое время проповедование Иисуса Христа совпадало с деятельностью Иоанна Крестителя. «Пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились; ибо Иоанн еще не был заключен в темницу. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении; и пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха: сия-то радость моя исполнилась; Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:22-30).

  В Евангелии от Иоанна иначе представлена и область деятельности Иисуса Христа. Евангелисты Матфей, Марк и Лука говорят, что основной областью деятельности Господа Иисуса была Галилея и что в Иерусалиме Христос не был до последней недели Своей земной жизни. Согласно же Евангелию от Иоанна, Иисус Христос большей частью проповедовал в Иерусалиме и Иудее и лишь на короткое время отлучался в Галилею (Ин. 2:1-13; 4:45-54; 6:1-7:14).

  По свидетельству апостола Иоанна, Господь Иисус был в Иерусалиме на Пасху, где Он совершил очищение храма (Ин. 2:1316); во время не названного праздника иудейского (Ин. 5:1); во время праздника кущей (Ин. 7:10-14). Он был в Иерусалиме зимой, во время праздника обновления (Ин. 10:22-23). Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус Христос после этого праздника во обще больше не покидал Иерусалим в течение нескольких месяцев: от зимнего праздника обновления до весны, до Пасхи, во время которой Он был распят.

 «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.»

Ин. 20

СКАЧАТЬ PDF